Преподаватель Елена Владимировна ГАРИБ
11 октября 2012 года в рамках курса преподавателя Елены Гариб состоялась встреча студентов-журналистов третьего и четвертого курсов с интересным гостем, корреспондентом «Радио «Россия» в Санкт-Петербурге, чей голос почти ежедневно звучит в информационном радиоэфире на протяжении уже более 15 лет, Владимиром Снятковым. Подробности − в отзыве о встрече студентки Ж-3 Натальи Блинниковой.
Мы подумываем стать журналистами. Легко сказано! Куда направиться? Что ждет впереди – работа в печатном издании, интернете, на радио или на телевидении? Разобраться, как и в первый год нашей учебы в СЗИП, помогает преподаватель Елена Владимировна Гариб, приглашая на занятия по Теории и практике СМИ «старожилов» различных журналистских специализаций. В этот раз мы с удовольствием познакомились с Владимиром Львовичем Снятковым, корреспондентом «Радио России».
Первый вопрос, на который отвечал на гость – очевидный и вполне понятный – как именно вы очутились на этой планете – Радио? Неочевидный ответ со случайными обстоятельствами. Наш гость окончил техническое учебное заведение, а потом, в середине 90-х, случайно попал на радио «Северная Ривьера», где сдружился с одним из ведущих, а потом стал писать для этого радио сценарии. Затем был трудный путь развития вместе с областным радио «Гардарика», куда наш герой попал через тернии трех этапов творческого конкурса-отбора. «Я стал выпускающим редактором, и там нам показали, как делать на радио не надо» – признается Владимир Львович. Зато тогда, когда наш гость стал работать на «Радио России», у него уже был обширный полезный опыт.
«Сюжет на радио – это маленькая радиопостановка», – начал делиться радийными секретами Владимир Снятков. В радиосюжете должны быть завязка, основная часть, концовка. Строиться он по особым правилам: самая большая часть – вначале, приблизительно через каждые 40 секунд – изменение характера чтения… Да что мы, как на лекции! Самое главное – в сюжете «должны быть краски». Он должен «пахнуть», как тот вечер, звенеть, как тот вечер, говорить голосами людей, бывших на мероприятии в тот вечер. Необходимо уметь передать ощущение – в этом главное назначение радиосюжетов.
Мы послушали публицистические работы Юрия Визбора, создателя уникального жанра – песни-репортажа, и поняли, что иногда смысл сюжета можно понять и совсем без слов автора, а лишь с песней, естественными звуками, вставками комментария героя истории. Мастерство необходимо нарабатывать. Необходимо создавать и придумывать.
Хотя, по мнению нашего гостя, в последние годы творчества в радиожурналистике стало намного меньше. Большой поток информации, изменившееся сознание слушателей, ускорившийся темп жизни – все это препятствует спокойной, вдумчивой радиожурналистике. Радиорепортажи сейчас – большая редкость. Радио больше не слушают, чтобы получить наслаждение или информацию, радио сейчас в большей степени фон. Однако не стоит вставать в эту колею, наоборот, нужно возрождать «длинные» жанры на радио, дискуссии и разговорные программы. СМИ должны воспитывать общество, а не способствовать его деградации. Тем более, как объяснил нам Владимир Львович, существуют технологии отбора материалов «до потребителя»: когда именно СМИ формирует вкус аудитории, а не наоборот. Нам важно научиться формировать общественный вкус, развивать свою аудиторию, а не потакать ей. Для этого журналисту нужно образовывать, в первую очередь, себя. Быть более интеллигентными и воспитанными.
Гость также поделился с нами полезным для каждого журналиста, особенно работающего на радио, упражнением, которое поможет развивать беглую и красивую речь: просто описывать любой предмет без остановок и «беканий-меканий» в течение одной минуты. Но он же и предостерег нас от «чрезвычайного творческого размаха»: хотя и нужно вновь ставить на ноги «журналистику мнения», но «поток отсебятины» не является элементом профессионализма. Журналистика, в том числе и на радио –это люди и события, подкрепленные и освещенные корреспондентами.
Напоследок мы сделали памятное фото, все вместе. За те почти три часа. Что длилась наша встреча, мы окунулись в мир профессионального служителя радио, познакомились с распорядком его рабочего дня, узнали многие тонкости мастерства, задумались о том, как развивалось радио и чем оно еще может стать. Пожалуй, этому и должны учить в высшей школе: практическому осознанию и философскому осмыслению избранной профессии.
Наталья Блинникова
|