О нас Подразделения Деятельность Студентам Абитуриентам Специалистам | ||||||||
ТИХОНОВА Евгения Васильевна
Беседы с выпускниками института
Евгения Васильевна ТИХОНОВА, редактор, заведующий редакцией детской художественной книги, холдинг «Азбука-Аттикус»ИнститутПочему я выбрала этот институт? У меня больше гуманитарный склад ума, чем технический. Я с детства люблю книги, люблю читать. К тому же, долгое время я работала в типографии. Поэтому выбрала именно специальность редактора. Мне проще было поступить на факультет издательского дела, рекламы, экономики и книжной торговли. Я думаю, что Институт печати дает хорошее образование даже на вечернем отделении. Я уверена, что тот, кто хочет учиться, будет это делать при любой форме обучения. А кто не хочет, тот ничего и не получит от учебного процесса, какие бы ни были преподаватели. У нас была хорошо сбалансированная программа, хотя некоторые предметы имеет смысл изучать более углубленно, например, экономику. ПреподавателиДо сих пор все мои друзья-однокурсники с благодарностью вспоминают преподавателей: И. С. Кузьмичева, который нам читал практический курс редактирования; Е. Е. Дмитриеву, она нас очень сильно «дрессировала» по стилистике, в голове осталось очень многое. Естественно, Е. М. Таборисская, она была у нас легендой. Я помню, студенты с диктофонами ходили записывать ее лекции. Нам постоянно твердили, что профессия редактора подразумевает энциклопедическую образованность, что мы должны ориентироваться во всех областях знаний. В крайнем случае, надо уметь находить информацию. Это нам говорил директор Библиотеки академии наук В. П. Леонов. И с течением времени становится понятным, что все дисциплины — философия, эстетика, история религии — необходимы, потому что формируют мировоззрение. Преподаватели у нас были прекрасные. Я надеюсь, что они до сих пор готовят хороших специалистов. УчебаДумаю, что все предметы, которые нам читали, нужны. Могу сказать, что не хватало информации по авторскому праву. Я даже сейчас с огромным удовольствием прослушала бы какой-нибудь курс. Во время работы возникает очень много вопросов, а юрист не всегда владеет необходимой информацией. Мы часто ходили в типографии. Хотелось бы, чтобы нынешние студенты также имели представление о возможностях полиграфии. Практика имеет огромное значение. Я понимаю, что нельзя предугадать все сложности, которые могут возникнуть у выпускников. Требования компаний разные, всему научить невозможно. Но чем больше знает выпускник, тем легче подстроиться под обстоятельства. А еще, у меня было развлечение во время работы в издательстве. Там было много рукописей, и я писала редакционные заключения, которым нас учили в институте. В редакциях, как правило, такого подробного разбора нет. Обычно просто пишут пару строк о качестве рукописи, отмечая, что чего-то в тексте не хватает. Жаль, что эти заключения не сохранились. КарьераСчитаю, что мне повезло с карьерой. Сразу после института я пришла работать в «Азбуку», не имея опыта работы в издательстве. Так получилось, что мне доверили детское направление, и я работала одна в кабинете. Это хорошо с одной стороны, а с другой, когда нет опыта, и нет окружения, — не у кого учиться, некому задать вопросы. Мне приходилось учиться общаться с авторами, вести переговоры. Нужно было самостоятельно изучать технологический процесс прохождения рукописи, процесс рассмотрения и подписания макета, заказа иллюстраций. Помню, был случай: мне понравился один зарубежный автор, и я пришла к директору с заявкой на книгу этого автора. А он потребовал, чтобы я попросила в лицензионном отделе опцион. Я ответила: «Да, конечно». Хотя понятия не имела, что же такое «опцион». Ничего, заглянула в словарь. Так постепенно приходилось на практике доучиваться. В Санкт-Петербурге очень низкий спрос на профессию редактора. Во-первых, в нашем городе мало редакций по сравнению, скажем, с Москвой. Во-вторых, к сожалению, в издательствах, особенно крупных, не имеет значения, какая профессия у человека. Есть традиция московских издательств, где не принято, чтобы руководители среднего звена обязательно имели филологическое образование. Их задача — организовать процесс, то есть набрать людей, которые или сами являются профессионалами, или будут находить этих профессионалов. А профессиональные редакторы, как правило, работают внештатно. Найти внештатную работу реально, но существует еще финансовый вопрос. В Санкт-Петербурге оплата работы редактора не очень высокая, поэтому внештатнику приходится делать сразу несколько работ. В чем заключается работа внештатника? Иногда — составление книг, сборников. Иногда — сбор материалов на заданную тему, их обработка. Иногда внештатным редакторам дают задания, на выполнение которых требуется минимум неделя. А штатный редактор потом просто проверяет качество. Так что хороший редактор пользуется спросом. У нас, в «Азбуке», все-таки больше профессионалов, имеющих образование Института печати или филфака университета. У выпускников есть возможность найти себе место у нас, но я не скажу, что это легко. Мы заинтересованы в новых именах и, как правило, рассматриваем все кандидатуры. ИнтересыКак ни парадоксально, сейчас для души я читаю намного меньше, чем это было лет 15 назад. Это или классика, или произведение, ставшее явлением современной литературы. Иногда беру книгу в руки с опаской, зная «технологию» создания бестселлеров. Не так давно у меня появилось новое увлечение. Я, конечно, и раньше интересовалась русским и европейским искусством, традиционной живописью. Но сейчас, так как я занимаюсь детской книгой и часто имею дело с художниками, у меня появился интерес к современному искусству, чаще хожу на выставки. Чего, честно говоря, я сама от себя не ожидала. Конечно, не скажу, что все понимаю, и что все нравится. Но отдаю себе отчет в том, что это гораздо интереснее, чем классика. Авангард — это шаг вперед. Это новый взгляд на вещи. И это очень интересно. Да, как ни странно, это увлечение выросло из детских книг, книжных иллюстраций. Беседовала Е. Монаховаспециальность «Журналистика», 2 курс ← Вернуться на страницу выпускников
Текст изменён 22.04.2011 |
| |||||||
|