О нас Подразделения Деятельность Студентам Абитуриентам Специалистам

Интервью заведующих кафедрами

Кафедра Графики

 Заведующий кафедрой Галина Борисовна Лавренко

Галина Борисовна Лавренко
 
 
Галина Борисовна, кого готовит кафедра по специальности "Оформление печатных изданий"?

В нашем институте на кафедре графики специальность развивается в двух направлениях: мы готовим художников-иллюстраторов книги — книжных дизайнеров и специалистов в области традиционного графического дизайна. Наибольшую потребность в художниках-оформителях печатной продукции испытывают редакции периодических изданий (газеты, глянцевые журналы), дизайн-студии, рекламные агентства. Наличие двух направлений в образовательном процессе отражает общую концепцию развития современного дизайна печатной продукции.

Какой путь проходит студент на вашей кафедре? Когда начинается специализация?

Особенностью подготовки художников-графиков по этой специальности является то, что у студентов с первых курсов формируется понимание того, что любое печатное издание и иллюстративный материал, подготовленный для его оформления, представляет ценность только в том случае, если он соответствует требованиям, предъявляемым полиграфией, и может быть качественно воспроизведен в печати.

Поэтому среди множества задач, стоящих перед преподавателями кафедры, одной из главных является задача ориентирования будущих специалистов — оформителей печатной продукции на освоение самых современных компьютерных технологий независимо от того, будет их работа связана с чистым дизайном или с  книгой.

Курсовые проекты, которые можно увидеть на днях открытых дверей, регулярно проводящихся в дни школьных каникул и в начале июня в Северо-Западном институте печати, вызывают большой интерес у самой широкой аудитории посетителей и у специалистов, которые отмечают высокий профессионализм студенческих работ.

Как протекает студенческая жизнь у студентов-графиков?

Студенческая жизнь проходит в самом центре Санкт-Петербурга, в старинном здании с небольшими, уютными мастерскими. На территории института находится одна из первых петербургских типографий, которая с успехом работает уже на современном оборудовании.

Защиты дипломных проектов проходят в конце июня в залах Центра Книги и Графики и сопровождаются последующей выставкой работ выпускников, которая позволяет познакомиться с работой кафедры не только будущим абитуриентам и представителям полиграфической отрасли, но и широкой публике, интересую-щейся современным искусством. Для выпускников это возможность не только защитить диплом в торжественной обстановке великолепных современных помещений, но и увидеть свои работы в условиях профессионального выставочного зала.

Посмотреть фоторепортаж с защиты дипломов 2009 г. →  

Кафедра систематически ведет работу с одаренными студентами, развивая их творческий потенциал и профессиональные интересы. Студенты кафедры постоянно участвуют в самых престижных профессиональных выставках и конкурсах, таких как Молодежная выставка "Надежда", Санкт-Петербургское международное биеннале графики, ежегодные всероссийские выставки "Полиграфия" и "Знак", всероссийский конкурс упаковки "Заводной апельсин" в  Москве, Всероссийский конкурс дипломных проектов, Международная выставка "Модулор" и др., где студенты регулярно получают дипломы в разных номинациях.

Есть ли у вас определенная система учебно-ознакомительной и производственной практик?

Студенты всех курсов распределяются на ежегодную летнюю практику, которая учитывает особенности подготовки специалистов, работающих в печатной отрасли. Задачи прохождения практик обусловлены требованиями программ, обеспечивающих постепенное усложнение, взаимосвязь и соединение общехудожественных и технологических процессов.

Уже во время учебной практики студенты сотрудничают с различными издательствами, дизайн-студиями и рекламными агентствами Санкт-Петербурга. Отдельные студенты дневного отделения начинают работать по специальности на договорной основе, продолжая учиться в институте. После защиты дипломного проекта они устраиваются в те же организации уже на штатные должности.

Одним из показателей хорошей работы кафедры является возможность трудоустройства ее  выпускников. Насколько высоко ценятся ваши выпускники?

100% трудоустройства наших выпускников говорит само за себя. В отзывах потребителей специальности отмечаются высокий творческий потенциал наших выпускников, хорошее знание полиграфии, умение работать с новейшими издательскими системами. Значит они получили качественное образование, высоко котируются в нашем городе и с успехом работают по специальности.

Легко ли выпускники вашей кафедры находят работу? Как часто они устраиваются на работу по  специальности?

Быстро развивающаяся полиграфическая отрасль создает большое количество вакантных мест как штатных дизайнеров, так и руководителей отдельных структур. Выпускники кафедры легко находят себе работу не только по своим материальным запросам, но и по творческим интересам.  Они продолжают участвовать в  различных профессиональных конкурсах, в выставках, становятся членами творческих союзов, осуществляют свои издательские проекты.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях образования по творческой специальности "Графика"?

Базовыми курсами для художников являются такие традиционные дисциплины, как рисунок и живопись. В результате освоения этих курсов студенты должны изучить основные изобразительные системы, существующие в изобразительном искусстве и графике, в частности. На теоретических лекциях студенты получают основные представления о линейной и воздушной перспективе, пластической анатомии, теории цвета, сведения о технологии живописи, приемах работы с различными материалами.

В процессе практических занятий студенты овладевают навыками рисования с  натуры, осваивают различные графические техники. Практические занятия содействуют развитию способностей наблюдать и анализировать окружающую действительность, создают предпосылки для развития творческого мышления и воображения. На старших курсах, одновременно с выполнением традиционных учебных заданий по рисунку и живописи, студенты должны научиться широкому обобщению натуры, ее интерпретации.

Дисциплины специализации позволяют студентам овладеть методикой проектирования наиболее распространенных разновидностей упаковки, календарей, фирменного стиля и т. д. Курсовые проекты выполняются с  использованием различных современных материалов. Студенты также знакомятся с  многообразием изобразительных форм: логотип, диаграмма, чертеж, план, рисунок, фотография, ролик и т. д. Учатся комбинировать различные изображения, искать их взаимосвязи, выражать динамику изменения и т. д.

На вашей кафедре готовят специалистов в области оформления книги, насколько она сейчас развита и востребована?

Что касается книжного оформления, которое наряду с другими видами визуального искусства стремительно развивалось с появлением качественной полиграфии в  нашей стране в 90-е годы, в настоящее время оно постепенно превращается в  академическую дисциплину, требующую хорошего художественного и полиграфического образования. Книжный дизайн присутствует в учебных программах различных ВУЗов и не только чисто художественного профиля. Книжными проектами защищаются дипломные работы, проводятся книжные ярмарки, выставки, авторской книге отведены номинации на международных биеннале графики, огромен интерес к экслибрису.

Раз уж мы заговорили о книге, зачем вообще нужно обучаться книжному делу?

Жизнь художника, дизайнера в наше время быстро развивающихся технологий очень подвижна, сложна и разнообразна. Вызовы окружающей среды могут быть совершенно непредсказуемыми. Качественное базовое образование, постижение традиций способствует достижению по-настоящему острых, лаконичных и высокопрофессиональных дизайнерских решений. Книга, слово, текст — это те составляющие культурной жизни, которые будут всегда. Только уважительное отношение ко всем этим компонентам позволяет будущим специалистам работать во всех области современного дизайна.

Дисциплины "Практика иллюстрирования книги" и "Композиция изданий" являются основными с точки зрения утилитарных результатов деятельности студентов после окончания института. На теоретических лекциях студенты получают серьезные, фундаментальные знания в области историографии шрифтовых форм, специфики применения наборных и мануальных шрифтов в соответствующих условиях. На занятиях по композиции изданий и теории композиции рассматриваются отдельные звенья процесса создания художественного произведения, выявляются закономерности организации художественной формы. Студенты знакомятся и учатся осознанно применять на практике такие понятия, как "композиционные закономерности", "замысел", "художественный образ", "воплощение".

На практических занятиях студенты выполняют задания по конструированию изданий, предназначенных для печати. Это книга (книжный блок и отдельная подача иллюстраций), журнал, буклет, годовой отчет и т. д. Ведется работа над поисками современных конструкторских решений макетов книг, предназначенных для многотиражной печати и работа над авторской, уникальной книгой, которая позволяет проводить эксперименты с различными форматами изданий. Применяются многочисленные современные материалы для переплетов, используются различные сорта бумаги, в настоящее время широко представленные на рынке.

Насколько быстро в сферу оформления печатных изданий приходят новые технологии? Есть у вас программа компьютерной графики?

Хорошее базовое образование по специальности "Оформление печатной продукции" и наличие современной компьютерной базы в институте позволяет студентам с успехом работать по разным направлениям, в том числе и в области компьютерной графики. Компьютерная графика — одна из основных дисциплин в  подготовке специалистов в области допечатной подготовки изданий.

Практические занятия по дисциплинам "Композиция изданий", "Искусство шрифта", "Графический дизайн" призваны дать общее представление о компьютерных технологиях в целом и применительно к профилю специальности в частности. Таким образом, студенты, подготовленные кафедрой, владеют такими программами, как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и издательскими системами Quark Express, Adobe Indesign. В настоящее время компьютерная лаборатория оборудована компьютерами Macintosh.

На кафедру Графики →

    Наверх  ↑

Кафедра Рекламы

 Заведующий кафедрой Алексей Викторович Смирнов

Сегодня реклама стала частью жизни обычного человека,
как Вы думаете, каковы дальнейшие тенденции развития рекламной отрасли в России?

Сегодня много говорят о техническом прогрессе, о развитии Интернет-технологий, увеличении бюджета, но главная тенденция − это повышение профессионализма работников рекламной сферы. Российская действительность такова, что количество рекламных агентств скоро начнет стремительно уменьшаться, и «выживут» те, которые умеют эффективно работать. Общество поставлено в условия экономии, и если раньше о бюджете того или иного проекта никто не задумывался, то теперь необходим максимально рациональный подход к данному вопросу. Эффективность и профессионализм выступают центральными звеньями в работе рекламных агентств. Кроме этого рекламный рынок сегодня - одна из самых перспективных и стремительно развивающихся отраслей. Заказчики становятся более искушенными в вопросах рекламы. Они не просто платят деньги, а часто выступают важным звеном в рекламной кампании.

Они настолько не доверяют агентствам?

Нет, они таким образом формируют свой штат высококвалифицированных специалистов в совей компании, приглашают сотрудников рекламных агентств и формируют отделы, отвечающие за рекламу. Таким образом, у них формируется команда, члены которой могут отследить процесс разработки рекламы, ее качество и финансовые расходы. Сегодня крупные заказчики выступают одновременно и работодателями. При этом эта тенденция сегодня наблюдается не только в сфере крупного бизнеса, где это всегда было, но, прежде всего, в сфере среднего бизнеса.

Рекламные агентства становятся кузницами кадров?

Именно так. При этом специалисты по рекламе, уходя в крупные компании, как правило, получают значительно большую заработную плату.

Т.е. основное требование, которое сейчас предъявляется к выпускникам образовательного учреждения – это профессионализм?

Безусловно. Профессионализм сегодня это знание рынка, его закономерностей в различных категориях товаров и услуг, а также знание опыта проведения рекламы, т.к. сложно ждать от выпускника наличие большого практического опыта, но он может обладать достаточными знаниями, как надо организовать успешную рекламную кампанию. Чтобы это знать, выпускники должны много читать именно практикоориентированную литературу. Сегодня выпускники находятся в более выгодном положении по сравнению с предшественниками, т.к. помимо учебников у них есть возможность получать эту информацию из сайтов рекламных компаний.

А что дает кафедра рекламы СЗИП, какими ресурсами она снабжает выпускника,
чтобы он был конкурентно способен на рынке труда?

Задача кафедры помочь студенту «быть в тренде», т.е. научить его ориентироваться в мире рекламы, быть эффективным в российской реальности, чувствовать рынок и его изменения.

Кафедра выступает неким вектором, который помогает выпускнику не потеряться
среди прочих специалистов?

Не совсем. Мы готовим рекламных менеджеров, ни дизайнеров, ни художников, у которых действуют свои законы конкуренции, мы готовим людей, способных управлять процессом создания качественной высокоэффективной рекламы, учим его организовывать.

Каков потенциал есть у самой кафедры для реализации этой задачи?

Высочайший! Любой из наших преподавателей максимально полно знает, что происходит с рекламным рынком в данный момент времени, знает специфику отечественного рынка. Преподаватели сами работают в области рекламы, т.е. имеют огромный практический опыт, и, что немаловажно, готовы делиться этим опытом с другими. Наши преподаватели умеют академические требования стандартов преобразовать в практический опыт. Мы обеспечиваем гармоничное сочетание теории и практики при обучении студентов.

А Ваши студенты занимаются только учебной работой, или кафедра помогает им 
и вне учебной деятельности?

В идеале студенты должны и учится и работать. Однако часто студенты впадают в крайности: либо они посвящают себя работе, либо с головой уходят в учебу в ущерб практической деятельности. А совмещать можно и нужно.

Это модель идеального студента?

Но в меру, т.к. студентам часто сложно противостоять соблазнам большого города.

У Вас много приезжих?

Да. Почти 60%, если говорить о контингенте всего института. Мы ориентируем студентов, чтобы они шли работать в сферы, так или иначе связанные с рекламой. Это дает им огромное преимущество на рынке труда.

Это модель идеального студента – умение совмещать учебу и работу.
А какими качествами должен обладать абитуриент?

Хотелось бы, чтобы они обладали пониманием того, что все знания, которые мы им даем, мы даем не зря, что все это им пригодится. К слову сказать, наборы последних лет показывают, что у студентов это понимание есть. Качественный уровень подготовки абитуриентов вырос.

Ешьте все сейчас, а потом вы поймете, зачем мы вас этим кормим?

Конечно! Организм вам скажет потом «спасибо».

Алексей Викторович, что бы Вы хотели сказать абитуриентам?

Если вы становитесь специалистом по рекламе, вы имеете огромное преимущество. Эта профессия легко может быть конвертирована в такие профессии, как маркетолог, менеджер

Т.е. студенты не пропадут?

Наши студенты никогда не пропадают!

Интервьюер: Никитина Виктория Игоревна, студентка магистратуры

На кафедру Рекламы →

  Наверх  ↑

Кафедра Технического перевода и профессиональных коммуникаций

 Ольга Николаевна Федорова

 

 

Ольга Николаевна, Вы новый человек в институте и недавно возглавили кафедру. Скажите, несколько слов об этом.

Вообще-то меня сложно назвать новым человеком в  институте, поскольку свое первое высшее образование я получила именно здесь, в этом вузе, на отделении книговедения и организации книжной торговли. Затем училась в Российском государственном педагоги-ческом университете им. А. И. Герцена на факультете иностранных языков, где получила вторую специальность преподавателя английского языка и там же защитила кандидатскую диссертацию на кафедре методики преподавания иностранных языков. Так что, можно сказать, что я просто вернулась в родной институт с  солидным багажом новых знаний, где и надеюсь их применить.

Иностранный язык является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста. Расскажите немного о специфике этой подготовки на вашей кафедре.

Преподавание иностранного языка в неязыковом вузе должно быть профессионально-ориентированным и поэтому преподавать его в отрыве от специальных дисциплин невозможно. Собственно, в этом и заключается специфика нашей работы: преподаватели должны не только владеть иностранным языком и методикой его преподавания, но и уметь –х отя бы в общем плане – ориентироваться во всем многообразии специальных предметов, понимать суть и специфику той или иной профилирующей дисциплины.

Тогда самое время рассказать о преподавателях вашей кафедры.

На кафедре работают как опытные с большим стажем работы преподаватели, такие как к.п.н. доцент Елена Дмитриевна  Аверина, которая проработала в институте более 15 лет и все эти годы возглавляла кафедру, так и молодые, обучающиеся в  аспирантуре, преподаватели. Например, ст. преп. Н. В. Боровская закончила обучение в аспирантуре РГПУ им. А. И. Герцена и готовится к защите диссертации. В штате кафедры 21 человек, причем только 4 преподавателя работают на условиях штатного совместительства.

Традиционно многие преподаватели нашей кафедры имеют два высших образования, одно из которых неязыковое, что, несомненно, помогает им в  подготовке студентов десяти специальностей всех форм обучения по английскому, немецкому и французскому языкам.

Ольга Николаевна, скажите, какие основные научные направления у вашей кафедры?

Научная работа ведется на кафедре по нескольким направлениям. Во-первых, кафедра осуществляет сотрудничество с фирмой "Промт" по созданию и использованию электронных версий полиграфических словарей, и мы продолжим работу по составлению современного тезауруса отрасли печати. Важным результатом этой деятельности является систематизация более 2000 современных полиграфических терминов для англо-русского и немецкого-русского полиграфического словаря.

Во-вторых, мы начали разрабатывать новую тему модернизации языкового образования в неязыковых вузах, которая предполагает изменение подхода к  обучению иностранному языку в нашем институте. Изменение подхода влечет за собой модификацию всех компонентов системы обучения: целей, задач, содержания, технологий и т. д. Мы уже начали работу по модернизации содержания обучения и построению его по модульному принципу, внедряем новые технологии обучения: "Языковой портфель", электронные тесты и упражнения, проблемно-проектную технологию и т. д. Новый подход также требует разработки и создания новых учебников и учебных пособий, поэтому нами уже определен авторский коллектив для их создания с использованием современных технологий.

В настоящее время также разрабатывается дополнительная образовательная программа "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации", которая предоставит студентам возможность получить второе высшее лингвистическое образование во время обучения в институте.

На кафедру Технического перевода →

  Наверх  ↑

Кафедра Технологии полиграфического производства

 Проф. Юрий Вениаминович Кузнецов

 
Чем гордится ваша кафедра?

Среди много прочего, прежде всего тем, что наш выпускник получает не только образование, но еще и профессию. Государственный образовательный стандарт оговаривает характеристики выпускника по тому или иному направлению. Но есть много новых инженерных специальностей, в основном коммерческого обучения, где содержание подготовки, несмотря на модное "рыночное" название, зачастую не ориентировано на конкретную сферу производства. Студент получает квалификацию, техническую эрудицию и диплом лишь как свидетельство т. н. "молодого специалиста". Для нас это неприемлемо.

Чем же отличается ваш выпускник-профессионал от этого, как вы выразились, "молодого специалиста"?

Прежде всего тем, что он, обучаясь по т. н. интегрированной (смешанной) форме, гармонично сочетает теоретическую подготовку с производственной деятельностью. Ему не требуется длительная адаптация к условиям реальной работы, не говоря о каких-либо проблемах с трудоустройством. В своей выпускной работе он, как правило, решает конкретную инженерную проблему своего родного предприятия.

А что это может быть за предприятие?

Практически любое из относящихся к сфере печатных СМИ: типография, издательство, препресс- или дизайн студия, рекламное агентство, фирма-поставщик печатного оборудования и материалов и, в конце концов, собственный бизнес или малое предприятие.

Что вы можете сказать о специфике содержания подготовки по вашей кафедре?

Эту специфику мы характеризуем двумя эпитетами: суперинформационная и энцик-лопедическая.

Нельзя ли пояснить хотя бы первый из них?

Во всех отраслях, в том числе и в нашей информационные технологии используют для принятия решений или управления материальными потоками. Однако самим исходным сырьем и конечным продуктом полиграфии являются объекты информационные, причем такие наиболее емкие и сложные, как цветные изображения. Их надо обрабатывать по своему содержанию. В этом смысле полиграфия всегда была информационной технологией, т. е. еще задолго до того, как понятие 1Т вошло в обиход.

Энциклопедистом принято считать того, кто достаточно глубоко владеет знаниями из далеко не смежных областей. Как это понятие распространить на вашего выпускника?

Умения преобразовать информацию оригинала с учетом свойств зрения ее получателя, теории цвета и т. п. далеко недостаточно, чтобы иметь на оттиске наилучший результат, например, по тому же цвету, как наиболее важному показателю качества печати. Нужно знать еще и свойства вещественного полиграфического канала, доставляющего изображение получателю. А этот канал, в отличие, например, от электрического, использует самые различные физико-химические взаимодействия, красители, запечатываемые материалы и печатные устройства. Учесть их свойства невозможно без знания физики, химии, материаловедения ...

Приходится объединять две такие разные профессии, как цветовед-инженер по обработке изображений и, скажем, химик-технолог? Как же это удается?

Когда-то выпускник химико-технологического вуза общего профиля мог относительно легко применить себя и в полиграфии. Однако за последние двадцать лет компьютерные технологии настолько глубоко проникли в нашу отрасль, что значительная часть учебного плана наполнилась информационными дисциплинами. И, тем не менее, нам удалось, с учетом сказанного выше, сохранить необходимый уровень физико-химической подготовки.

А может быть более целесообразны учебные планы, которые специализированы по допечатным, печатным, послепечатным процессам или в отношении производимой продукции: книжно-журнальная, газетная, упаковка ...?

Попытки введения специализаций в наш учебный план были, но встретили возражения со стороны отрасли. Дело в том, что, в отличие, например, от смежной целлюлозобумажной промышленности, в современной полиграфии средняя численность работников предприятия составляет всего 25–30 человек. По простым экономическим причинам здесь не так много места второму и, тем более, третьему инженеру. Отсюда и необходимость в технологе-универсале, который был бы даже способен переориентировать производство на другой вид печатной продукции, если у фирмы в этом возникнет необходимость.

И, тем не менее, подготовка специалиста такого весьма широкого профиля всегда рискует оказаться отвлеченной от жизни, абстрактной?

Несмотря на то, что все наши будущие инженеры обучаются по единому учебному плану, специализация, конечно же, есть. Она имеет место в учебной научной работе, курсовом и дипломном проектировании. Ей способствует также упомянутая выше смешанная (интегрированная) форма обучения, благодаря которой специализация мотивируется не простой любознательностью студента, а его более глубокими, подкрепленными собственным производственным опытом интересами.

На кафедру Технологии полиграфического производства →

 Наверх  ↑

Кафедра Информационных и управляющих систем

 Заведующий  кафедрой Александр Николаевич Коваленко

 

 

Александр Николаевич, каковo место Вашей компьютерной кафедры в отраслевом Институте?

Нормальное, нужное место, хотя, конечно, самые "родные" для отрасли печати специальности – это инженеры по полиграфическому оборудованию, инженеры-технологи, редакторы, книговеды. Но современной отрасли необходимы "свои", а не общего профиля специалисты по информационным технологиям, менеджменту и  маркетингу, рекламе. Вот в это число мы и входим. Более 20% наших дисциплин – по профилю отрасли, поэтому выпускники кафедры, в  основном, находят работу именно в отрасли печати.

А почему на кафедре целых три специальности? Не много ли?

Много. Но так сложилось. У нас была и остаётся одна из самых распространённых компьютерных специальностей в стране – «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Разные Вузы интерпретируют её под собственный профиль подготовки; мы – под печатное дело. Но в 2003–04 гг. наш Институт был привлечён к разработке государственных стандартов и учебных программ по двум новым в стране специальностям – "Информационные технологии в дизайне" и "Информационные технологии в медиаиндустрии". Участвовать в разработке и не взять эти специальности на кафедру было бы нелогично. Так в 2005 г. появилась первая из этих специальностей, а в 2007 – вторая. Идёт речь о разделении кафедры, думаю, вскоре это произойдёт.

Увидев в названии специальности слово «дизайн», абитуриенты думают, что их будут готовить как дизайнеров. Это так?

И так, и не так. Специальность "Информационные технологии в дизайне" – инженерная, выпускник по ней – это компьютерщик, поддерживающий информационно-компьютерное обеспечение работы дизайнерских групп в издательствах, дизайн-студиях, рекламных бюро. В этой специальности много математики, программирования. Дисциплин, развивающих художественные способности, у нас в программе нет. Но что такое дизайн – мы учим, студенты знают, как работать в дизайнерских пакетах, им нужно уметь их налаживать и  обслуживать. Сейчас это начали называть новым термином – "цифровой дизайн". Мы должны знать, что происходит с изображением и текстом после того, как они оцифрованы и введены в компьютер.

Достаточно ли у вас техники?

Опять ответ будет уклончивым. При кафедре два компьютерных класса с достаточно новой техникой, они интенсивно работают. Но для трёх специальностей уже ясно, что нужен ещё класс и лаборатория аудио- видеосредств. В перспективных планах института это есть.

На кафедру Информационных и управляющих систем →

 Наверх  ↑

Кафедра Высшей математики и информатики

Проф. Сергей Августович Вакуленко

 
Что дает математика в современном мире? И что она дает специалисту по полиграфии?

Если говорить утилитарно, на математике можно много заработать. В  Москве есть математическая школа, которая выпустила многочисленных успешных предпринимателей. Некоторые мои друзья и коллеги математики – миллионеры, есть даже миллиардеры (но это уже не друзья, а знакомые моих знакомых). А если говорить о  полиграфической отрасли, то там среди директоров немало людей с физико-математическим образованием. Пример известного предпринимателя с таким образованием – Олег Дерипаска. Школа, которую я закончил, тоже была физико-математической, она дала массу менеджеров, директоров предприятий, бизнесменов, помимо всякого рода докторов наук и т. п.

Итак, Вы хотите сказать, что математика помогает в  жизни?

Не так прямо. Просто люди, получившие серьезное образование, прошли совокупность своего рода тестов на способность быстро разбираться в сложной информации. Ясно, что при прочих равных условиях они имеют преимущество в бизнесе, вообще в жизни. Иногда математические знания непосредственно помогают, но это редко. Это важно в основном для людей, непосредственно занимающихся наукой, например. Все сказанное не значит, что нужно непременно знать математику и иметь высшее образование, чтобы быть успешным. Отнюдь нет. Но это может помочь.

А чтобы Вы еще порекомендовали изучать начинающему первокурснику?

Английский язык, информатику. Заниматься спортом. Вуз – это хорошая школа для умения организовать свою жизнь, научиться правильно распределять свое время.

Что Вы и Ваши уважаемые коллеги преподают детишкам, которые доверчиво пришли в СЗИП? Они видят на доске кошмарные заумные примеры? Матрицы огромного размера?

Мои уважаемые коллеги – они все получили исключительно базовое физико-математическое образование в СПБ университете и других ведущих вузах страны. Среди них есть чрезвы-чайно одаренные люди. Например, доцент Даниил Асеев защитил кандидатскую в 23 года, написал к этому моменту несколько статей на английском языке. Помимо преподавания в  ашем Институте, он работает программистом.

Профессор Е. В. Седунов, доктор наук, автор более 150 статей и двух книг, отец четверых детей. Доцент Н Ф Мартынова, наш наиболее опытный преподаватель, и другие. Все они стараются (как и я, впрочем) объяснять математику.

Не будем скрывать, что программа перегружена. В некоторых вузах, даже ведущих, программу проходят в очень быстром темпе. Мы считаем – лучше меньше, да лучше. Сейчас сложные примеры решают компьютеры. Но чтобы понять, что делает компьютер, нужно понимать постановку задач и знать методы. Для этого надо самому уметь решать примеры, но уже не требующие больших вычислений. Математика основана не на формулах, а на идеях. Их и надо донести до студента. К сожалению, это бывает трудно. Но мы доброжелательные, терпеливые люди. Объясняем и объясняем. Я стараюсь избегать на занятиях сложных (в вычислительном отношении) примеров. Сэкономленное время используется, чтобы объяснить важные общие идеи и применения. К сожалению, это трудно.

А в чем проблема? В чем трудность? И кроме того, как Вы докажете, что Вы такие добрые. Заманиваете в свой институт?

Мы добрые, потому что мы любим собак, котов и людей. И даже наших студентов многие преподаватели любят. У нас на кафедре у многих по нескольку домашних любимцев и  некоторые из нас на скромную профессорскую или доцентскую зарплату даже заботятся о бомжах и бедных людях.

А трудно объяснять бывает потому, что в школе уже не учат логически мыслить, по крайней мере, в обычных, не математических школах.
В результате математика сводится к набору рецептов – сделай то, подставь это. Но нам нужна не сумма фактов, а умение рассуждать. Факты можно найти за две минуты в Википедии.

Новые идеи есть у Вас в преподавании?

Никаких особых новых идей не нужно, скорее нужно использовать старые.

До революции и сразу после нее в России было немало выдающихся инженеров, блестяще владевших математикой. Например, Бубнов, Галеркин, С. П.Тимошенко, А. Н. Крылов. Бубнов был автором первой русской подводной лодки (он умер во время гражданской войны), Крылов – выдающийся кораблестроитель, Тимошенко (сбежал от большевиков в Америку, где стал инженером номер один) – автор первого серьезного курса сопротивления материалов. Бубнов и Галеркин создали новый метод в математике.

Крылов учил мыслить по-инженерному, скорее интуитивно, и не формализовать чрезмерно курс математики. Сейчас ясно, после открытий выдающихся математиков Г. Кантора, Д. Гильберта, К. Геделя, Ю. Матиясевича и др., что математика формализована полностью быть не может. Эта некая бездна, Вы можете заглянуть туда и приблизиться к Бесконечности, но дно пропасти будет всегда скрыто. Но это делает жизнь интересной (если Вы не свихнетесь, конечно).

Из новых идей – я повышаю оценку на один балл, если студент сдает на иностранном языке. Я стараюсь показать возможность применения математики к  реальным практическим задачам (там, где это возможно), ее связи с физикой, экономикой, техническими применениями, биологией и  т. д. К сожалению, преподавание в некоторых вузах находится в плохих руках. И уже давно.

Что Вы имеете в виду?

В некоторых даже очень известных учебных заведениях кафедры математики возглавляются докторами технических наук. Некоторые из них чрезмерно увлекаются формальной стороной математики в ущерб интуитивной ясности. Это типично для некоторых бывших инженеров, которые думают, что выучили и знают математику. Они учат так, как можно учить на матмехе СПбГУ, (да и то я не уверен: мои коллеги, работающие там, жаловались на низкий уровень), но нельзя учить большинство студентов со средним уровнем подготовки. А вот у нас таких отрицательных явлений меньше.

Итак, якобы мало отрицательных явлений. А может, скажете, кто свихнулся? Просто вдруг любопытно стало.

Кантор и особенно Гедель были странноватые люди. А вот Гильберт был абсолютно нормальный.

Средний возраст преподавателей вузов сейчас – пенсионный. Так и представляются грозные ветераны, которые мучают детишек Ужасными Производными и  Интегралами. Есть такой скелет в кафедральном шкафу?

Pas du tout! (отнюдь нет). У нас, во-первых, две молодые симпатичные женщины, обе отличные преподаватели. Это Алена Жихарева и Елена Плотникова. Доц. Жихарева – ученица выдающегося русского математика Сергея Михайловича Воронина. Елена обожает быстро водить шикарные машины. Доцент Елена Анатольевна Седунова – добрейший души человек.

Имеются молодые сотрудники (правда, они совместители) Роман Халецкий и Даниил Асеев. Все эти люди контактны, обычно не имеют конфликтов со студентами. Они владеют не только математикой, но и информатикой, языками программирования Матлабом и т. д. Галина Косаревская с блеском окончила факультет прикладной математики СПбГУ, к  сожалению, не защитила уже написанную полностью диссертацию из-за семейных проблем.

А скелета нет еще потому, что нет шкафов. Одна из проблем института, что он маленький, и  трудно найти места для хранения скелетов детишек, замученных Интегралами.

Что повлияло на вашу собственную методику преподавания?

Когда я был молодым и ужасно плохим преподавателем, я познакомился с замечательным человеком – профессором А. А. Богомоловым. Он был героем-летчиком, прошедшим всю войну, а до войны он был участником первых олимпиад. Он и вправил мне мозги, хотя не до конца.

В дальнейшем мне также повезло, я общался с некоторыми выдающимися математиками, физиками и преподавателями, такими, как В. С. Буслаев, Д. Ю. Григорьев, Н. Н. Петров, Ю. С. Ильяшенко, В. Л. Файншмидт, В. М. Шелкович. Из западных – с Ж. Л. Лионсом, президентом Мирового союза математиков в начале 90 годов, Г. Сивашинским, В. Вольпертом и другими.

Нельзя не упомянуть моего замечательного учителя проф. И. А. Молоткова. Мой отец был известным ученым. А в школе у меня был замечательный учитель Ю. И. Ионин. К сожалению, в то время я не ценил его как надо, было. Это теперь я понимаю, с кем меня свела судьба. Сейчас он известный профессор.

Эти люди могли (и могут) объяснить сложные вещи просто. На меня это произвело сильное впечатление. Я старался заимствовать их манеру рассуждений и изложения. Кроме того, я прочел массу статей и книг на английском и французском языке. Западные авторы часто излагают доступнее и яснее, чем многие русские. Я взял некоторые вещи из нерусских текстов. К сожалению, наши студенты часто не могут читать западные книги из-за плохого знания языка. У нас на кафедре каждый преподает в своем особом стиле. Я никому не навязываю своих взглядов. Но в большинстве своем мы все пытаемся именно объяснять.

А что Вы думаете о реформе образования?

В ней есть и хорошие стороны и плохие. К сожалению, один из мотивов – это заменить фундаментальное образование образованием на уровне ПТУ. Другой – сэкономить деньги. Впрочем, ПТУ нам действительно явно не хватает. Кроме того, некоторым студентам в самом деле – место в ПТУ (да и преподавателям тоже). В СССР, впрочем, были вполне неплохие ПТУ.

Очень двойственное впечатление и о ЕГЭ. Конечно, он дает ряд плюсов студентам из нецентральных регионов России. Но с другой стороны, тесты побуждают учителей и  преподавателей вместо преподавания фундаментальных знаний, просто натаскивать на тесты. Может быть, отчасти это и неплохо, но когда это длится, скажем, год, это уже странно. К примеру, я обнаружил в тестах (для студентов) Минобра по специальности «полиграфическое оборудование» кучу задач по ядерной физике. Вероятно, составители думают, что есть полиграфические машины с атомными реакторами.

Но нужно понимать, что найти оптимальное решение в образовательном процессе, удовлетворяющее всех, непросто.

Вы же не хотите сказать, что все эти Ваши так называемые фундаментальные знания
кому-то нужны на практике.

Они иногда нужны в самых простых жизненных ситуациях. Это элемент внутренней культуры. У нас сейчас побеждает массовая культура, полная правдоподобных мифов, упрощенных представлений. Это опасно. Фундаментальные знания показывают сложность механизмов функционирования социальных, физических, экономических систем и невозможность простых решений сложных проблем.

Студенты хотят фундаментальных знаний, интересных лекций, а не ПТУ. На уровне ПТУ они сами способны выучиться. У многих я вижу колоссальную тягу к знаниям, несмотря на сложное, зачастую, материальное положение, вынуждающее студентов работать.

В курсе математики я стараюсь использовать специфику специальности. Проблема обработки изображений, возникающая в полиграфии – это фундаментальная проблема, связанная с задачами искусственного интеллекта, нейросетями, преобразованием Фурье, и т. д. Если студент интересуется серьезно математикой, ему будет интересно узнать побольше об этом, и такие студенты есть, более того, они предлагают свои интересные идеи и решения. Но если студент хочет научиться чему-то простому, практическому и не вдаваться в такие глубины, то никто, как говорится, не неволит. Не предьявляется никаких дополнительных супертребований, наоборот, я очень ценю, когда детишки начинают работать, сами зарабатывать. Большинство наших детишек – просто молодцы. Все успевают – и работать, и  развлекаться, и  на занятия ходить.

На кафедру Высшей математики и информатики →

 Наверх  ↑

 

Текст изменён 21.03.2016

логин
пароль

 

 

 

 

Конкурс Молодежь в фокусе событий

Лента новостей ...

На Главную

Лавренко Г. Б., зав. каф. Графики

Смирнов А. В., зав. каф. Рекламы

Федорова О. Н., зав. каф.
Технического перевода и профессиональных коммуникаций

Кузнецов Ю. В., зав. каф.
Технологии полиграфического производства

Коваленко А. Н., зав. каф.
Информационных и управляющих систем

Вакуленко С. А., зав. каф.
Высшей математики и информатики

Страница института Медиатехнологий

На факультет ПТиО

  СПбГУПТД